Виды и типы штрих-кодов

На сегодняшний день официально существует более 50-ти типов одномерных (1D) и более 70–ти двухмерных (2D) штрих-кодов и их количество постоянно увеличивается. Одномерные и двухмерные штрих-коды наиболее известны и широко распространены, однако бывают и другие виды штрих-кода, менее известные. 
 
Итак, по видам, штрих-коды делятся на:
  • Линейные одномерные (1D) (также их называют GS1 или RSS - эту аббревиатуру стараются не использовать, так как есть такая же с другим значением);
  • Двухмерные (2D), в том числе матричные и композитные;
  • Особые цветные штрих-коды, их относят к разряду трёхмерных (Color C Code (CCC) или 3D);
  • Четырёхмерные (4D);
  • Композитные  - размещённые рядом почти любой линейный штрих-код и двухмерные MicroPDF417 (композитный штрих-код тип А) или PDF417 (композитный штрих-код тип С).
  • Трёхмерные «Color C Code» появились сравнительно недавно - в 2010 году. В отличии от 1D или 2D штрих-кода они могут содержать в себе любую цифровую информацию: документы, изображения, звук, анимацию и т.д. Однако не все цветные штрих-коды относятся к разряду трёхмерных.
  • В 2009 году компания «Microsoft» ввела новый формат «Microsoft Tag», основанный на собственной разработке – High Capacity Color Barcode (HCCB). Штрих-коды этого формата относятся к двухмерным, а сам формат вводился для бурно развивающегося рынка мобильной маркировки – для идентификации информации хранящейся на серверах компании с помощью фотокамер мобильных устройств. Проблема «Microsoft Tag» в том, что для их считывания требуется особое ПО, которое, впрочем, пока находится в свободном доступе. Из одних источников следует, что при декодировании «Microsoft Tag» возникают трудности восприятия этого формата камерами мобильных устройств или сканерами штрих-кодов, а также появляются ошибки считывания – качество изображения этого штрих–кода должно быть почти идеальным и без искажений, а устройство декодирования располагаться почти строго напротив. Другие же говорят, что этот формат более устойчив к возникновению проблем сканирования при некотором повреждении, по сравнению, например, с QR–кодом. В отличие от трёхмерного штрих–кода «Color C Code», цветные «Microsoft Tag» не могут хранить много информации и большей частью предназначены для вывода её на мобильные устройства из сети интернет.

  • Обычные 2D штрих–коды тоже применяются для присвоения информационных меток с выводом на мобильные устройства. Чтение происходит через камеру или с помощью сканера штрих-кода, поддерживающего этот тип ШК и обрабатывается специальным ПО.

  • Четырёхмерные штриховые коды встречаются крайне редко, да и технологии их создания и расшифровки пока нераспространенны. Объём кодированной информации в них может быть еще больше, чем в трёхмерных кодах, они могут вмещать целые страницы сайтов, фото, рекламные и прочие видео ролики и т.д.

    Создаются штрих-коды с помощью компьютера через специальные установленные программы или через интернет - онлайн. Распечатывать их можно с помощью почти любого принтера. Понятно, что так называемые четырёхмерные штрих-коды на печать можно вывести только в статичном положении, а для цветных штрих-кодов требуется средство цветной печати. Для автоматизации бизнес процессов, используются принтеры этикеток.

    Таким образом, мы видим, что технологии штрихового кодирования не стоят на месте. С постоянным развитием рынков идентификации и персональных мобильных устройств, развиваются и способы предложения информационных данных. Если появление нового вида штрих-кода, скорее всего, произойдёт не скоро, то количество его типов неуклонно растёт.